"Последние дни Содома и Гоморры"

 

"Последние дни Содомы и Гоморры"( ""The Last days of Sodom and Gomorrah", 1962-й год) производство: "Titanus"

 Стюарт Грейнджер (Stewart Granger) - Лот (Lot)

Пьер Анжели (Pier Angeli) -  жена Лота (Ildith)

 

Стенли Бейкер (Stanley Baker) - Астарот (Astaroth)

 

Анук Эме (Anouk Aimée) - Королева (Queen Bera)

Продюсер -  Джозеф Левин (Joseph E. Levine), Маурицио Лоди-Фе (Maurizio Lodi-Fe), Гоффредо Ломбардо (Goffredo Lombardo)

Сценарий - Джоржио Проспери (Giorgio Prosperi),  Хьюго Батлер (Hugo Butler), Эрнесто Гастальди (Ernesto Gastaldi) 

Операторы - Альфио Контини (Alfio Contini), Сильвана Ипполити (Silvano Ippoliti (указан в титрах)), Сирил Дж. Ноулз (Cyril J. Knowles), Марио Монтуори (Mario Montuori) 

Монтаж - Марио Серандрей (Mario Serandrei),  Питер Таннер (Peter Tanner) 

Композитор - Миклош Рожа (Miklós Rózsa) 

Режиссер - Роберт Олдрич (Robert Aldrich), Серджио Леоне (Sergio Leone) 

Краткое изложение сюжета

«Библия»: БЫТИЕ гл. 19: ВТОРОЗАК. 29:23.

Рецензия

На первый взгляд библейская притча смотрится особняком в ряду крепких драм, трэш noir, искусных вестернов и барочных камерных трагедий, вроде «Тише, тише милая Шарлота», снятых Олдричем. Все, ну почти все работы Олдрича объединяла антиамериканская идеология, переходящая, то в Марксизм в «Содоме и Гоморре», то в демифизацию истории и реальности его детства, юности в Америке XX-века. Олдрич и Леоне были своего рода близнецами по взглядам, выражающимися в фильмах. Олдрич был поэтом дешевых, если не плейбеских жанров, что отражала его идеология. Леоне, переняв эстафету у американца довел до совершенства вестерн и гангстерскую трагедию. В силу специфику жанра Олдрич не мог превзойти успехи Де Миля и Уайлера в постановке библейских драм.   И все-таки он посмел. Да и что ему оставалось? Все творчество вело к последней демифизации, развенчанию мифа об Американской мечте, при помощи фактически библейской притчи. Истории городов, чьим лозунгом, было: развлекайся и порабощай. Взрыв «Содома и Гоморры», угадывается в, быть может, лучшем фильме Олдрича  - «Зацелуй меня до смерти», где за место бога огненные молнии порождает взрыв атомной бомбы, а герой Альберта Деккера – бежит из импровизированного Содома, на берегу моря. Все тщетно – «Бог умер» (Ницше).

Фильм Олдрича, вероятно не должен был бы сниматься два года, с громадным бюджетом от Гоффредо Ломбардо, финансировавшего ранее так же «Леопард» Лукино Висконти. Здесь нет величия и монументальности Висконти или Дзурлини. А брат Авраама  - Лот в исполнение Стюарта Грейнджера тянет не столько на библейского персонажа, сколько на философа носильщика из «Зацелуй меня до смерти». «Дешевость» и трэшевость его персонажа  просто удивительна. Вместо парящий или ловящий красоту каждого кадра камеры, Олдрич, любуется лишь пытками. Его студийные города, хоть и производят впечатления, однако режиссер скорее концентрируется на женских образах, не забывая при этом прорисовать сцены насилия и казней рабов в порочном городе.

Ближе к середине Олдрича "уводит в сторону" на столько, что библейский сюжет становиться наново перекроен и духовный лидер перевоплощается в война, который убивает брата королевы Содома – Астарота. За что отправляется в тюрьму, откуда его и вызволяет посланцы христовы. Хотя было бы удивительно, если бы режиссер следовал превратностям мифа один в один.

Его фильм – не библейская трагедия, не дань тогда еще популярному жанру пеплума. Его работа – это Марксисткая притча. Его Лот – не предприимчивый лидер иудеев, ищущий плодородные земли, дабы не делить власть с Авраамом. Он -  лидер, сродни Ленину, Кастро, Мао, Хо Ше Мину или Патрису Лумубе. Он против рабства и угнетения людей. Он духовный лидер, который воспевает коллективный труд, словно по виршам Ленина и Маркса, которые тоже основывали свои идеи на скрещивании библейских законов и равенства первобытно-общинного строя – «первобытного коммунизма».

Олдрич настолько увлекся проповедью, что в середине повествования совсем забыл о сюжете и реальной истории. Лот, нашедший  приют в Содоме, мгновенно обуржуазился. И, если в начале фильма он презирает роскошь - впоследствии становится ее рабом. Равно как и все великие идеалисты и революционеры, пришедшие к власти охладевают к мечтам о равенстве, справедливости и свободе, деградирую в фашистов - угнетателей своих подданных. Герой Олдрича – такой же человек, но совсем не библейский персонаж.

Его жена -  оглянувшаяся, чтобы посмотреть на гибель Содома, превращается в соляной столб. Она не исключение: все герои подвержены порокам и слабостям. Королева любит слушать вопли рабов, Лот падок на богатства, вопреки своим идеалам. Астарот и вовсе склонен к садизму, перемежающемуся в мазохизмом и инцестуальному влечению к его сестре Королеве Содоме.

Мир Олдрича – это калька на сюжеты его предыдущих фильмов. Его герои, разве что помещены в иную реальность. «Содом и Гоморра» - своего рода «ключ» к творчеству. Возможность понять его взгляд на мир. За которым вместо рая и безграничных возможностей юга Америке – мы видим незыблемость и красоту природы на фоне кучке жалки и фашиствующих обывателей –потребителей («Тише, тише милая Шарлота»). Голливуд – рассадник зла и порока, ломающий жизни каждому попавшему его жернова («Что случилось с Беби Джейн?»). Крутой детектив Майк Хаммер, оказывается бессильным перед атомной энергией(«Зацелуй меня до смерти»), а вестерн – последняя девственная высота, так или иначе выходит слишком тесен для порядочных людей, выбирая в качестве героев – тупых маргиналов («Последний закат», «Вера Круз»).

«Содом и Гоморра» - это аллюзия на реальность начала 60-х. И одновременно разочарование в любых идеях и принципах. Разочаровании в человеке. Ибо даже Лот оказывается слишком слабым персонажем; неспособным преодолеть искушение. Что уж говорить, о каких-то 10-ть праведниках?

Напоследок о Серджио Леоне. Участие последнего в съемках этого фильма было установлено относительно недавно. На некоторых коробках с пленкой, были обнаружены записи о том, что определенные сцены были сняты Серджио Леоне.

По отдельных данным, (конечно в связи со смертью Леоне, доказать или опровергнуть его участие  этом проекте не представляется возможным) Леоне снял первые 10-ть минут фильма сразу после титров. На это приходится несколько конных сцен, в которых можно угадать мастера «За пригоршню долларов» и остальных коронных спагетти-вестернов. Однако, участие Леоне в данном проекте столь малозначительно, что говорить о Леоне, как об одном из режиссеров не приходится. Влияния на сюжет или стиль его работы минимально.              

   Интересный факты

Одним из сценаристов фильма был Эрнесто Гастальди (в титрах не указан), позднее работавший над сценарием "Однажды в Америке". В таком случае возникает вопрос: случайно или нет, была упомянута участь жены Лота в разговоре Лапши и Деборы 35-ть лет спустя в тесной гримерке?

Кадры из фильма

 

На чем приобрести?

 

Выпущен фирмой DVD-магия. Качество - оцифровка с кассеты.

Написал: AlexV

Отзывы на обзоры пишите на форум или на E-mail:

Hosted by uCoz